Для вас, родители
Как подготовить ребенка к детскому саду
Чтобы облегчить адаптацию и привыкание ребенка к новой для него социальной среде — детскому саду, родителям необходимо заранее позаботиться о своем малыше и принять целый комплекс мер:
- До начала посещения детского сада, приблизьте, по возможности, режим дня ребенка к режиму дошкольного учреждения. Посещая сад, в выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка, узнайте режим садика и соблюдайте его хотя бы несколько месяцев у себя дома. Это позволит малышу адаптироваться к новым правилам и легче перенести изменения; так же это касается и питания.
- Выбрав детский сад, куда Вы собираетесь отправить своего ребенка, можно заранее познакомить малыша с воспитателями, гулять поблизости, показывать учреждение издалека, говорить о том, как ему повезло, что будет ходить именно в этот детский сад.
- Ребенку можно сказать о том, что сад — это большой дом, где играют много таких же маленьких деток, пока мама с папой работают.
- Настраивайте ребенка на позитивный лад. Говорите ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
- Внушайте ребенку, что он уже большой и доказывайте это делом. Можете посадить за общий стол, позволить сделать что-то важное.
- Дома используйте игру или сказку. Можно рассказать ребенку сказку о каком-нибудь сказочном персонаже, который впервые пошел в детский сад. Поведать, как ему было неуютно, необычно и страшно, и как потом он нашел там много друзей в лице деток и воспитателей. Расскажите об особенностях детского сада и о том, что ждет ребенка там. Можно придумать целый кукольный театр. Кульминацией сказки обязательно должно быть возвращение мамы за персонажем. Это будет главным значимым событием, чтобы ваш малыш понял, что мама всегда вернется за ним и бояться нечего.
- В садик необходимо надевать только ту одежду, которая будет максимально удобна для ребенка. Воспитатель не должен переживать, что испачкает новый и дорогой костюм ребенка.
- Во время адаптации все нововведения (занятия в кружках, ремонты и прочее) лучше отложить. Малышу достаточно новых впечатлений.
- Важный момент: чем лучше будут Ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще Вашему ребенку будет привыкнуть к детскому саду и тем комфортнее он будет себя чувствовать. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников — это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
- Приготовьте вместе с ребенком «Радостную коробочку», с которой он отправится в детский сад: положите туда небольшие игрушки (не очень нужные, недорогие, может, самодельные), которые нравятся Вашему малышу и точно обрадуют других детей. От этого выигрывают все: ребенок более спокоен, быстрее адаптируется, родители видят, что малыш чувствует себя уверенно, входя в группу, ведь у него в руках – частичка дома и тепла рук мамы, которая изготовила вместе с ним эти вещицы. Воспитатели тоже будут рады пополнению игрового материала группы. И еще один плюс: когда у малыша есть, чем играть, чем поделиться с товарищем – он быстрее освоится в новом коллективе, подружится с ребятами.
- По возможности, в период адаптации, приводить малыша в детский сад должен кто-то один: мама, папа, дедушка или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.
Чувства и реакции ребенка при адаптации:
При первых посещениях детского сада ваш малыш испытывает целую гамму ощущений, его захлестывают самые разнообразные эмоции:
- Гнев — спутник сильного стресса. Во время адаптации ваш малыш может стать очень ранимым. Вызвать его гнев и агрессию можно чем угодно — словами, действиями или даже случайным прикосновением;
- Еще одним спутником отрицательных эмоций ребенка является сильный страх. В первые несколько дней садик для вашего малыша становится серьезной угрозой. Он начинает бояться незнакомых детей и новых взрослых, ведь это новые лица, он их никогда не видел;
- Положительные эмоции. Они также присутствуют и идут в противовес отрицательным. Ваш ребенок испытывает эффект чего-то нового. Это может на время отвлечь его от «тяжелых» мыслей. Помните, чем быстрее пройдет адаптация, тем больше позитива от посещения детского сада получит ваш малыш;
- Познавательная деятельность на фоне сильного стресса часто снижена. Ребенок хочет понять, что происходит, он растерян и запуган. Первое время его не интересуют даже игрушки;
- Социальные контакты затруднены до тех пор, пока ваш малыш не станет на путь налаживания общения с другими детьми;
- Социальные навыки в стрессовой ситуации часто теряются. Ребенок мог самостоятельно есть, одеваться и обуваться, но в один момент он словно об этом забывает. Все приходится начинать заново. Таких малышей воспитатели учат заново кушать, одеваться и умываться;
- Сон практически пропадает или становится очень беспокойным. Ребенок может нормально уснуть, но уже через 10 минут сидеть на кровати;
- Двигательная активность во время адаптации сильно заторможена, а сам ребенок становится малоактивным. Однако может быть и прямо противоположная реакция, и малыш становится гиперактивным;
- На первых порах меняется речь, ухудшается словарный запас. Причина банальна — сильный стресс. Через время это проходит;
- Изменение аппетита — еще одна возможная проблема во время адаптации. При этом он может, как ухудшиться, так и усилиться.
Рекомендации родителям по подготовке детей к школе
Рекомендации родителям:
1. Психологически готовить детей к роли школьника. Формировать готовность к школьному обучению (говорить в позитивном ключе, но без преувеличений о школе, рассказывать интересные факты, отвечать на вопросы ребенка).
2. Выучить с ребёнком адрес, дни недели, названия месяцев, названия профессий, ФИО родителей и других родственников. Формировать обобщающие понятия: транспорт, мебель, овощи, фрукты, профессии, бытовые приборы, игрушки, посуда, одежда, школьные принадлежности и т.д.
3. Развивать умение детей устанавливать причинно — следственные связи в процессе повседневного общения. Учить сравнивать между собой два предмета (например, апельсин и лимон, поезд и трамвай), устанавливая их сходства и различия.
4. Прививать нравственно — оценочное отношение к происходящему вокруг. Формировать личностную позицию у ребёнка на уровне «что такое хорошо и что такое плохо».
5. Проводить закаливание и физическое укрепление детей в предшкольный период. Особое внимание обратить на укрепление статических мышц тела и в особенности мышц руки. Проводить упражнения с утяжелителями, детскими гантелями.
6. Развивать способность детей к наблюдению путём привлечения внимания к явлениям окружающее жизни. 7. Развивать речь детей — говорить в присутствии детей грамотно, обсуждать с ребёнком события жизни, фильмы, читать книги и т.д. Особое внимание обратить на пополнение словарного запаса за счёт прилагательных и глаголов.

